Едем учиться за границу: советы новичков и бывалых студентов


Алиса Пшенова, едет на год в Университет Восточной Финляндии по программе двойного диплома

1. Когда подаете онлайн-заявку стоимостью 100 евро, помните, что у вас есть строгий дедлайн, который необходимо соблюсти. Несмотря на все ее удобство, заполнение довольно трудоемкое: вам придется вспомнить много забытых мелочей вроде адреса школы в родном городе;

2. Пакет нужных документов под присвоенным системой номером отправляется в Финляндию почтовой службой. В Финляндии первичный прием документов осуществляет одна общая приемная комиссия – Admissions Office в Хельсинки. Там документы сортируют, сверяют с требованиями и далее направляют по вузам. Мне потребовалось отправить копии паспорта и диплома бакалавра, переведенные на зарубежный стандарт оценки (Transcript of records; на заметку: в России это называют приложением к диплому), резюме (CV), мотивационное письмо, рекомендацию от заведующего кафедрой или научного руководителя и, конечно же, сертификат языкового теста IELTS или TOEFL. Все выше перечисленное оформляется довольно быстро, за исключением языкового теста;

b=03,left

3. Позаботьтесь заблаговременно о сертификате о прохождении языкового теста. На тест (IELTS) я подавалась за месяц. Стоит это порядка 16000 рублей. К тесту необходимо быть готовым: изучать вопрос, тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться. Необходимо готовиться не столько к английскому языку, сколько к структуре самого экзамена. Тут у всех людей по-разному: кому-то достаточно месяца интенсивной самостоятельной работы, а кто-то записывается на курсы уже за год до планируемой сдачи;

4. После того, как документы будут отправлены, вам придется подождать ответа пару-тройку месяцев. Будьте терпеливы;

5. Одна из самых важных вещей – проживание. Тут я бы обратила внимание на получение разрешения на пребывание (Residence Permit). Его могут делать месяц или полтора, стоит оно 300 евро, если заполнять заявку на сайте, и 350, если обращаться напрямую в генконсульство Финляндии в Санкт-Петербурге.

6. Заранее стоит позаботиться о месте в общежитии: опять же, заполняется заявка на сайте компании, которая занимается студенческим жильем в данном городе. Но все эти пункты и порядок их выполнения уже сообщаются студентам куратором по международным программам. Информация поступает вовремя, качественно, вам всегда готовы помочь и ответить на любые вопросы. Назначаются тьюторы, местные студенты, которые помогают приезжим сориентироваться на месте, зарегистрироваться в вузе, оформить банковский счет и студенческую карту, заселиться в общежитие. Важно интересоваться процессом поступления, спрашивать кураторов Университета ИТМО и вузов-партнеров, исключать любое непонимание происходящего.

Максим Мельник, учился год в Университете Рочестера по программе двойного диплома

Для обучения в Америке документов вам понадобится немало. Так, диплом бакалавра и приложение к нему нужно переводить, а также нотариально заверять. Вам также необходим сертификат TOEFL или IELTS, причем, если TOEFL score ниже 100 или IELTS score ниже 7, вам, возможно, придется пройти интервью по Skype с кем-то из преподавателей для проверки уровня владения английским. Не забудьте о рекомендательных письмах от преподавателей или научных руководителей – их должно быть два. Важный момент – Statement of purpose, который представляет собой небольшое эссе на тему «почему я интересуюсь такой-то темой и хочу этим заниматься именно в Рочестере». Упоминайте в резюме все ваши научные или околонаучные заслуги, места работы и учебы.

b=02,left

Кроме этого, вам необходимо предоставить следующие документы:

1. Подтверждение финансовой возможности проживания в США. Необходимая сумма разнится из года в год, сюда входит как оплата обучения, так и стоимость проживания, устанавливаемая университетом;

2. Форма I-20 (certificate of eligibility) – бланк, который заполняется при утверждении заявки на поступление и который критически важен для получения студенческой визы (F-1) и при въезде в страну. В данном бланке указываются все данные студента, в том числе и подтверждение финансового состояния, описанного выше. После этого бланк прикрепляется к заявке на сайте, а международный отдел университета печатает его, внося необходимые данные со своей стороны, и высылает срочной почтой студенту (при подаче заявки на визу и при въезде в страну необходимо предоставить оригинал этой формы);

3. Оплата I-901, налог на обучение в США для иностранных граждан, составляет около 200 долларов. Квитанцию о его оплате необходимо предоставить при подаче заявления на визу;

4. Виза F-1 – студенческая виза. Форм и бланков очень много, заполнять надо очень внимательно и желательно заняться этим сразу после того, как университет утвердил заявку. Имейте в виду, что форма I-20 может идти по почте как 4 дня, так и две недели;

5. Медицинская страховка – обязательное условие обучения. Сам университет предлагает оформить страховку у фирмы-партнеры, она нам обошлась в $2,000, однако ребята, что ездили после нас, нашли страховку, удовлетворяющую всем требованиям, за ~$1,000. Экономия – еще одна причина заняться оформлением документов заранее;

6. Вы удивитесь, но вам понадобится и перевод сертификата прививок. По приезде в Рочестер необходимо заполнить свою медкарту, к которой прилагаются бланки прививок, которые были сделаны в течение жизни. Также перечень прививок, которые должны быть сделаны, есть на сайте университета. Если каких-то прививок нет, их можно будет сделать и в Рочестере, но страховка может покрывать не все, а медицинские услуги в США очень-очень дороги;

7. Заявление на проживание в предоставляемых университетом комнатах/домах. Конечно, можно снимать у сторонних лиц, найдя жилье на специализированных сайтах. Однако это дороже: мы с коллегой платили $510 в месяц с каждого, в то время как другие ребята платили по $315 в месяц. Опять же, чем раньше начнете оформление документов, тем больше шанс заселиться.

Тем, кто хочет попробовать поехать на учебу в США, я посоветовал бы отбросить все сомнения и хотя бы попытаться. Учиться там достаточно трудно, но, на мой взгляд, это стоит того. Я ни разу не пожалел о своем выборе, ведь знания и умения, приобретенные в Рочестере, я активно использую на практике. Цените тот факт, что университет может позволить себе оплату дорогостоящего обучения своих студентов за рубежом. Отнеситесь серьезно к такой возможности и учитесь учиться.

Александра Маюрова, училась полгода в Федеральной политехнической школе Лозанны (Швейцария)

b=01,left

Дерзать и учиться в такой стране, как Швейцария, я, определенно, советую. Во многом опыт, который вы можете там получить, зависит от человека. Если он финансово обеспечен, это будут замечательные полгода, однако, если вы ограничены в финансах, обучение превратится в захватывающий квест: нужно будет выкручиваться, уметь стоять на своем и не сдаваться. Лично я чувствовала себя участником передачи «Последний герой»: мне нужно было выжить в стране, где платить нужно буквально за все.

1. После полного согласования документов вы можете столкнуться с трудностями, связанными с учебной визой. Для Швейцарии ее выдают только в посольстве в Москве, документы можно послать по почте, или же отвезти их в столицу лично. Для меня было удобнее приехать в Москву, да и спокойнее – сразу можешь что-то подкорректировать. Как оказалось, не зря: не хватало копии аттестата. Никогда не забуду, как я бегала и искала, где можно сделать копии в Москве. Так что я советую несколько раз все перепроверить перед подачей документов и внимательно читать требования. Делайте все заранее!

2. Вы сэкономите, если привезете с собой сразу 4-6 фотографий 3x4, они вам понадобятся для оформления проездных документов и вида на жительство. Фотографии в Швейцарии стоят дорого;

3. Еще можно заранее о позаботиться о международной медицинской страховке, ведь в Швейцарии она обязательна, а в России ее оформить будет дешевле;

4. Международная академическая мобильность не всегда включает в себя информацию о госпошлинах и налогах, которые тебе придется заплатить за пребывание в другой стране. Вины вузов тут нет, так как информирование о налогах и пошлинах не входит в их основные компетенции. Поэтому всему приходится учиться на своих ошибках или общаться с людьми, которые ездили ранее по программе. В Швейцарии по приезде необходимо заплатить за оформление вида на жительство – для российских студентов сумма составит около 9600 рублей. Цена самой пластиковой карты в эту сумму не входит. Помню, реакцию сотрудника на мое удивление: он улыбнулся и сказал, что в Швейцарии нужно платить за все;

5. Помимо вида на жительство, еще будет необходимо платить налог в 30 франков каждый месяц – за ваше пребывание как иностранного гражданина на территории Швейцарии. Конечно, каждый месяц нужно платить за медицинскую страховку. Все вместе выходит около 125 франков (примерно 8200 рублей) в месяц. Для меня все это было непредвиденными тратами, хотя о страховке я знала. В любом случае, я советую всегда иметь деньги про запас, так как никогда не угадаешь, что случится. А случится с вами в незнакомой стране может многое;

6. По возвращении домой у меня были проблемы с учебными планами и перезачетом предметов. К сожалению, как бы хорошо ты ни закрыл семестр в Швейцарии, все документы с оценками за семестр придут только через несколько месяцев после окончания сессий в обоих университетах. Таким образом, по швейцарским предметам у студентов образуются долги, которые потом закрываются на усмотрение кафедры.

Елена Енюшкина, ездила на учебу в ESIEE Paris (Школа технологических инноваций под Парижем)

b=04,left

Конечно, все мы хотим, чтобы все прошло быстро и гладко. Еще лучше, когда за вас все сделают. Но нужно быть готовым к тому, что многое придется делать самому. Но этого не нужно бояться, нужно просто взять и начать делать.

1. На сбор документов потребуется время – неделя-две. Если мы говорим о визе, то нет смысла собирать их заранее, потому что у них есть срок действия – всего месяц. Это справки с учебы, работы, выписки со счетов, диплом и так далее. Но собрать их – еще половина дела. Для французского консульства их нужно перевести на французский язык и нотариально заверить;

2. Будьте готовы к тратам. Перевод каждого документа обходится примерно в 1000 рублей. Также меня предупредили менеджеры вуза во Франции, что необходимо перевести свидетельство о рождении. Оно необходимо, чтобы открыть счет во Франции и получать льготы и даже некоторые социальные выплаты;

3. Жить за рубежом будет дороговато, особенно в Париже. Стоимость общежития во много раз превосходит ту, что установлена в российских вузах. И уже в первый месяц вам нужно оплатить не только аренду, но и налог, который не вернется, и залог, который вычтут из последнего месяца проживания. В итоге получается весьма солидная сумма. Поэтому главное – начать копить деньги заранее и морально подготовиться к тратам: счет вам пришлют сразу и задолго до начала учебы;

4. Самый главный подводный камень: если ты получаешь студенческую визу Франции, тебе еще нужно заполнить электронное досье на сайте CampusFrance. Это может занять от недели до двух или даже больше. Суть досье в том, что нужно прикладывать различные документы (справки об учебе, работе, диплом и так далее) в электронном виде, опять же, на английском или французском. Если переводов нет, то ты тратишь дополнительное время, кроме того, платеж за досье идет три-четыре дня.

Максим Иванов, едет на учебу в Пекинский политехнический университет (BIT)

b=00,left

Мой университет специализируется на разработках в военной области, но очень открыт и принимает много иностранцев. Веселые истории начинаются на этапе выбора университета. В моем случае я искал технический или/и педагогический университет, поскольку я занимаюсь образовательными технологиями. Поэтому у меня есть несколько банальных советов по выбору «своего» вуза.

1. Важно знать, чего ты хочешь и чем готов «пожертвовать». Здесь важна настойчивость и стремление дойти до конца. Скорее всего, придется попробовать подать в несколько университетов, перед тем как найти «тот самый». Мне предложили поехать в BIT после месяца «проб и ошибок»;

2. На то, чтобы выбрать университет, нужно закладывать не меньше недели. Это увлекательный, но трудоемкий процесс. На сбор документов может уйти от двух недель до нескольких месяцев;

 4. Лучше сразу взяться за написание мотивационного письма и подготовку рекомендаций от преподавателей – бывает, что их нужно две. А ещё раньше можно подготовить перевод своего диплома и остальных документов, пока международный отдел загружен не так сильно;

5. Национальные особенности дают о себе знать. Например, наши друзья с Востока очень долго ведут переговоры, нужно набраться терпения.

Пока что серьезных подводных камней я не встретил, нужно внимательно все изучать и задавать вопросы, если что-то непонятно. Также важно закладывать в два раза больше времени на все. И обязательно контролируйте все сроки и наличие документов сами! Успехов!

Подготовила Полина Полещук,

Редакция новостного портала Университета ИТМО