Владимир Васильев: «Любить университет внутри себя»


Владимир Николаевич, Вы являетесь ректором Университета ИТМО уже больше двадцати лет. Как менялся вуз за эти годы? Какие ключевые моменты, по Вашему мнению, сильнее всего повлияли на его трансформацию?

Как и большинство учебных заведений, наш университет за последние двадцать лет прошел через несколько периодов развития. Я думаю, что тот, который относится к середине девяностых годов, был самым сложным не только для российских университетов, но и для всех вузов бывшего Советского Союза. От системы образования, основанной на государственном планировании, мы переходили в совершенно новые и непонятные для нас условия рыночных отношений. На период с 1995 по 1997 и частично 1998 годы приходилось минимальное финансирование, а со стороны самих университетов шла волна приватизации. Причем проводилась она зачастую не для повышения качества образования и менеджмента, а для приобретения дополнительных квадратных метров в хорошем районе: не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах здания вузов находились в центре и были лакомым кусочком для бизнес-сообщества. Поэтому до двухтысячных речь шла не о развитии высшей школы, а о выживании, попытках сохранить то, что есть.

С конца девяностых мы понимали, что долго с этими лозунгами не продержаться, и на первый план вышел новый мотив – развитие. Ясности и фокусировки на каких-то ключевых направлениях пока еще не было, но нам нужно было заявить о том, что мы пережили сложные времена и двигаемся дальше. Университету как организации был необходим дополнительный толчок, праздник, поэтому переломным моментом между первым и вторым периодами стал двухтысячный год, на который пришелся столетний юбилей Университета ИТМО. Мы начали активно проводить конференции, встречи с выпускниками, и эта интенсивная работа продолжалась еще два года, пока не начался третий период развития, когда, помимо усиления образовательной деятельности, мы начали поднимать науку. В то время основным трендом в высшей школе была работа со студентами, которые обучались на платной основе, – их было около 70%. Мы обсуждали этот вопрос с Ученым советом и пришли к выводу, что гнаться за количеством «платников» неправильно: университет тем и отличается от техникумов и ПТУ, что ведет еще и исследовательскую деятельность. Сейчас смешно об этом говорить, но тогда по объему научных публикаций мы не были в первой десятке вузов даже по Санкт-Петербургу, но благодаря коррекции курса в 2009 году мы получили статус Национального исследовательского университета.

b=00,left

К 2005 году мы начали предпринимать первые робкие попытки создания инфраструктуры для коммерциализации, в районе 2010-2011 годов – такие же робкие попытки заниматься международной деятельностью, которые сейчас, как мы видим, принесли значительные плоды: на рубеже 2015 и 2016 годов все направления сложились вместе, как детали пазла. Возник синергетический эффект, когда одновременно развиваются и образование, и научные исследования, возникают новые направления, связанные с форсайтом, предпринимательством, выходом на социальную ответственность. Не могу сказать, что механизм полностью готов и отлажен, но общая картина выглядит отлично благодаря тому, что преподаватели, научные сотрудники, студенты и аспиранты работают все вместе. Вступление в Проект 5-100 дало Университету ИТМО дополнительный импульс, эта программа помогла более четко сформулировать список того, что нужно сделать в ближайшие семь лет, чтобы выйти на уровень учебного заведения, по-настоящему конкурентоспособного на международном рынке.

Проект 5-100 – это про конкуренцию или, скорее, про совместную работу над повышением качества и эффективности всей системы образования?

Система образования на то и система, что ее элементы должны органично сочетаться друг с другом. Не стоит думать, что все высшие учебные заведения похожи друг на друга – каждый университет имеет свою миссию, стратегическую цель, корпоративную культуру, с этим нужно считаться и это нужно понимать. Любые изменения или продвижения требуют продуманной подготовки и совместной работы всего коллектива. Поэтому Проект 5-100 – абсолютно правильная программа, несмотря на то что ее иногда критикуют. Причины критики здесь понятны: количество участников Проекта 5-100 составляет единицы процентов от общего числа российских вузов, и это не вызывает общего восторга у других коллег. Тем не менее, они задают планку, влияют на развитие системы образования не только России, но и мира.

Насколько международное сотрудничество помогает совершенствовать российское образование?

Под международным сотрудничеством не стоит подразумевать только взаимодействие в области научных исследований, хотя мы видим, что появляются команды, которые работают в разных странах и получают великолепные результаты. Опыт иностранных коллег помогает совершенствовать и образовательную деятельность, взглянуть на то, как коллеги выстраивают систему образования, какие требования предъявляют к выпускникам, какие компетенции должны быть у специалистов. Несмотря на то, что в национальных культурах есть различия, основные черты молодого поколения в разных странах во многом похожи, и усилия, которые нужно прикладывать для обучения и воспитания молодежи, если не одинаковы, то по крайней мере имеют инвариантные корни.

b=03,left

Кроме того, международное сотрудничество важно и для совершенствования системы управления учебными заведениями: лучшие практики необходимо заимствовать, локализовывать, переносить на наши площадки. Взаимный обмен студентами, преподавателями и научными сотрудниками важен для повышения качества всей системы в целом, и то увеличение мобильности, которое ведется в последние несколько лет благодаря Проекту 5-100, крайне положительно влияет на качество образования в Университете ИТМО.

Сейчас все чаще говорят об Университетах 3.0 и даже 4.0, о роли вузов в развитии самых различных сфер нашей жизни. Опишите, как Вы понимаете роль университетов в развитии страны? Какую бы функцию этого социального института Вы бы поставили на первое место?

Европейские университеты, которые возникали в основном в раннем средневековье, имели понятную цель: до XIX века они занимались созданием определенных социальных лифтов и выступали хранителями знания. Позже у них появилась и другая миссия – проведение научных исследований, и университеты стали фокусироваться на двух направлениях: генерации новых знаний и обучении студентов технике получения этих знаний. В конце прошлого века стало ясно, что университеты не должны оставаться в стороне от процессов развития города и страны, в которых они находятся, отраслей, для которых они готовят кадры. Поэтому общество и государство стали требовать более серьезного влияния на развитие экономики, создания новых технологий, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, причем полноценной и самостоятельной, а не просто выполнения заказных работ. Такие вузы получили название предпринимательских, или Университетов 3.0, становление которых в России только начинается. Мне очень приятно осознавать, что понимание этой миссии в нашем университете возникло еще лет десять тому назад, и поэтому команды Университета ИТМО приглашают сейчас к обсуждению многих непростых вопросов, касающихся развития страны в целом.

Одна из задач Университета 4.0 – обустройство и изменение региона, в котором он находится. Из этого логично вытекает новая функция – социальная ответственность перед комьюнити, жителями региона или мегаполиса, и, конечно, встают новые вопросы: что такое социальная ответственность, как на общество повлияют те инструменты, которые отрабатываются в вузе, и так далее. Никто не отменяет образование и генерацию научных знаний, но для многих университетов новым и непонятным направлением становится развитие предпринимательства. Я имею в виду передачу студентам предпринимательского духа, создание и внедрение новых продуктов и услуг, которые должны повлиять на жизнь людей. Прятаться больше нельзя – университеты должны открываться для экономики, для работодателей, для местного сообщества и благодаря этому становиться более устойчивыми в своем развитии.

b=04,left

Вы уже знакомы с несколькими поколениями студентов. Чем нынешние студенты и абитуриенты отличаются от своих предшественников? Существует ли в Университете ИТМО проблема «отцов и детей»?

Это понятно, что каждое следующее поколение студентов отличается от предыдущего. Если поколение семидесятых-восьмидесятых получало информацию только по телевидению, телефону и в личном общении, то в распоряжении современных студентов гораздо больше технологий. Информацию они могут получить практически любую, и главная забота – научиться фильтровать «мусор». Но мне кажется, никакой проблемы «отцов и детей» быть не может, если люди одинаково и правильно понимают общечеловеческие ценности, которые не зависят от национальной культуры и религии. Нас всех объединяет Любовь с большой буквы «Л».

Я бы сказал, что каждое последующее поколение чуть лучше, чем предыдущее, иначе бы не было прогресса. Причем я имею в виду не только развитие технологий, но и культуру, отношения между людьми: после Второй мировой войны мир живет без серьезных глобальных потрясений, хотя до этого они повторялись регулярно. Как-то ведь мы пришли к тому, чтобы более бережно относиться к человеческой жизни, к матушке-Земле.

Когда Вы сами учились в вузе, как Вы воспринимали систему высшего образования?

Мы отчетливо понимали, что нам никто не поможет, кроме самих себя, что если нам что-то нужно, то мы должны делать это сами, не спрашивая, почему нам чего-то не дали, не предоставили. При этом безусловным авторитетом для нас были учителя. В школе и в институте я учился у людей, которые победили в Великой Отечественной войне, они по духу были победителями – никогда не говорили об этом напрямую, но чувствовалось, что они прошли страшную войну и мало чего после этого боялись. Это сейчас понимаешь, что в сорок пятом году страна была разрушена, а они запустили атомный проект, первый спутник, осуществили первый выход человека в космос. Наверное, нашим нынешним педагогам не хватает этой внутренней Победы, внутренней свободы, и надо пытаться воспитывать такой характер в себе и в студентах. Учить не складывать крылья и не падать вниз, если не получилось то, что ты задумал, а такое может происходить часто.

В технических вузах любят предсказывать, какие научные открытия и изобретения ожидают нас в будущем. Но мало кто прогнозирует будущее вузов. Как Вы считаете, каких изменений в сфере высшего образования сейчас особенно не хватает?

Я думаю, что не хватает глубинного понимания и реализации того, о чем мы часто говорим – непрерывного образования. После получения диплома образование в широком смысле этого слова не заканчивается – дальше могут быть повышение квалификации, профессиональная переподготовка, но в нашу жизнь пока еще не вошло четкое понимание того, что в течение всей жизни нужно чему-нибудь учиться. В период с 16 до 23 лет происходит становление личности, именно в это время нужно донести идею непрерывного образования до молодежи. Причем нужно не повторять одну и ту же избитую истину на лекциях, а использовать новые инструменты, которые бы сделали постоянное развитие своих навыков неотъемлемой частью жизни. Таких инструментов, однако, пока слишком мало.

Владимир Николаевич, Вас в пятый раз избирают на должность главы университета. Это значит, что следующие четыре года реализации Проекта 5-100 пройдут под Вашим началом. Какие изменения произойдут с Университетом ИТМО к 2020 году?

Изменения будут происходить в соответствии с программой развития университета. Конечно, безусловной догмой она не является – программа будет меняться и корректироваться, но можно с уверенностью сказать, что направление задано верно. За это время хотелось бы вырастить поколение людей, которое придет в управление университетами: их нужно найти, воспитать, подтвердить их готовность к тем изменениям, которые к 2020 году должны произойти в стране. Проверка качества строится не на словах или написании каких-то планов, а по результатам реализации проектов.

b=01,left

Думали ли Вы о преемнике? Каким, по Вашему мнению, должен быть ректор прогрессивного университета?

Я бы сказал, что должен быть не столько преемник, сколько команда, которая не просто продолжит развивать то, что есть, а поднимет дело на новую высоту. Ректор и его сподвижники должны обладать главным качеством – любить не себя в университете, а университет в себе. Я уверен, что после меня придут именно такие люди, в Университете ИТМО их достаточно. Такая работа – это много потраченных нервов, сокращение времени на общение с близкими людьми, но, если ты собираешься управлять многотысячным коллективом, другого пути я не вижу. Основа основ – это Любовь, а все остальное приложится.

Не могу не спросить, когда же нам ждать следующий велопробег с ректором? На улице почти весна.

Думаю, что у нас получится провести велопробег в середине-конце мая – нужно свериться с расписанием моих командировок. Надеюсь, выдастся свободный вечер, в который будет теплая погода, и мы по традиции сможем прокатиться по Елагину острову все вместе.

Александр Пушкаш

Редакция новостного портала Университета ИТМО